Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, ( согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Нормативно- правовые документы,
регламентирующие обучение детей с ОВЗ и детей- инвалидов.
-
Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства российской федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год). Скачать.
-
Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2019 N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
-
Модель межведомственного взаимодействия при оказании ранней помощи детям с нарушениями развития или высоким риском возникновения нарушения развития и их родителям (законным представителям) в Ставропольском крае
-
Модель межведомственного взаимодействия различных структур по вопросам абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, проживающих на территории Ставропольского края
-
Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском крае
-
"Дорожная карта" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ставропольского
-
Приказ от 31 июля 2015г. № 528н "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида"
-
Приказ от 15 октября 2015г. № 723н "Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида"
-
Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
-
Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
-
Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
-
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным осоновным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
-
План мероприятий "Дорожная карта РФ" по реализации ФГОС ОВЗ
-
Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
-
Приказ от 14 июля 2015 года № 1016-пр "О реализации Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» министерством образования и молодежной политики Ставропольского края, органами управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, образовательными организациями Ставропольского края"
-
Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
-
Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
-
Закон Ставропольского края от 09 ноября 2015 года № 121-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур"
-
Поставновление Правительства российской Федерации от 09 декабря 2015 года № 1343 "О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов"
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
-
Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи"
-
Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Нормативно- правовые документы
МБОУ СОШ№11 им.И.А.Бурмистрова г.Ставрополя,
регламентирующие обучение детей с ОВЗ и детей- инвалидов.
-
Положение об индивидуальном обучении в МБОУ СОШ№11 им.И.А.Бурмистрова города Ставрополя для учащихся, нуждающихся в длительном лечении , а также детей- инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.Скачать.
-
Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ№11 им.И.А.Бурмистрова города Ставрополя.Скачать.
-
Положение о порядке пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта МБОУ СОШ№11 им.И.А.Бурмистрова г.Ставрополя.Скачать.
Методические рекомендации
по вопросам дистанционного обучения детей с ОВЗ

Дистанционное обучение детей-инвалидов в Ставропольском крае.
Подробнее...
Информация
об обеспечении возможности получения образования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
в МБОУ СОШ № 11 им.И.А.Бурмистрова г.Ставрополя
-
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Скачать.
-
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.Скачать.
-
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Скачать.
-
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Скачать.
-
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.Скачать.
-
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Скачать.
-
Кадровое обеспечение образования(наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Скачать.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии.Скачать.
Доступная среда обеспечение доступа в здание
образовательного учреждения инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения доступа на территорию и в здание МБОУ СОШ №11 им.И.А.Бурмистрова г.Ставрополя:
· на остановочных пунктах вблизи ОУ в пешей доступности имеются остановочные пункты.Наличие адаптированного пасссажирского транспорта к ОУ не имеется
· расширенные дверные проемы;
·оказание помощи инвалидам в здании школы возложена на дежурного администратора (учителя), социального педагога.
Условия питания учащихся, в том числе инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательное учреждение создает необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания, осуществляет контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья участников образовательных отношений.
Поставщиком питания в МБОУ СОШ №11 является ИП Корпачева Г.Л. Учреждение организует в соответствии с требованиями санитарных правил качественное горячее питание обучающихся, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона.
В образовательном учреждении предусмотрено специальное помещение для организации питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи. Согласно Постановлению администрации города Ставрополя Ставропольского края №2514 от 11.12.2018 «О внесении изменений в Положение о порядке обеспечения питанием обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Ставрополя»,
бесплатное горячее питание в виде завтрака предоставляется следующим категориям обучающихся:
1) детям-сиротам;
2) детям, оставшимся без попечения родителей;
3) детям-инвалидам;
4) обучающимся из малоимущих семей.
Бесплатное горячее питание в виде завтрака и обеда предоставляется:
1) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
2) обучающимся из многодетных семей.
На 02.03.2020 в МБОУ СОШ №11 бесплатным двухразовым питание (завтраки, обеды) обеспечены учащихся школы из социально-незащищенных категорий: · обучающиеся из многодетных семей – 94;
· обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – 3.
Бесплатным одноразовым питанием (завтраки) обеспечены 75 учащихся школы из социально-незащищенных категорий:
· дети инвалиды – 6;
· дети, оставшиеся без попечения родителей – 7;
· обучающиеся из малоимущих семей – 39;
· обучающиеся из многодетных семей – 23.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. МБОУ СОШ №11 г. Ставрополя:
· имеет выход в интернет (с 42 компьютеров), электронную почту, официальный сайт в сети Интернет;
· выход в сеть Интернет осуществляется через высокоскоростную оптоволоконную линию – Провайдер «Зеленая точка», скорость 8 Мбит/с;
· Для предотвращения доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, причиняющим вред здоровью и развитию детей, на сервере школы установлено программное обеспечение SKY DNS;
· Установлена программа VIPNet Client, предназначенная для обеспечения безопасной передачи данных между сегментами виртуальной сети; ·
На всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение Windows ;
· Официальный сайт школы адаптирован для лиц с нарушением зрения.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Во время проведения учебных занятий с обучающимися детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья используются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися данной категории.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителя дополнительно проводят групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей (законных представителей) имеется официальный сайт школы в сети Интернет.
Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для инвалидов и детей с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.).
При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это: мультимедийный комплекс (проектор и экран), интерактивная доска, ноутбук с подставкой под ТСО, телевизор, МФУ.